Дидактические задания и упражнения для детей 5–7 лет по лексической теме «Рыбы»
В период дошкольного детства устанавливаются взаимоотношения маленького человека с миром природы. Одним из важных направлений познавательного и речевого развития ребенка дошкольного возраста является работа по ознакомлению детей с животными, рыбами и птицами.

Игры и упражнения, используемые при ознакомлении с названиями рыб, их внешним видом и поведением, – прекрасное средство, помогающее в решении задач не только речевого развития детей, но и в воспитании положительного отношения ко всему живому.

Просмотр фотографий, картинок, чтение стихотворений, сказок и рассказов о рыбах, работа с разрезными картинками, изготовленными на основе изображений на заданную тему – доступные каждому воспитателю приемы работы с дошкольниками.

Разработанные и представленные в этом материале упражнения могут использоваться как в повседневной деятельности детей, так и в рамках организованной образовательной деятельности детского сада согласно ФГОС ДО в областях «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

Произведения детских писателей и поэтов о рыбах дополнят любое задание или упражнение на заданную тему: И. Токмакова «Где спит рыбка?», Ю. Кушак «Аквариум», В. Берестов «Рыбка строит дом», В. Бианки «Рыбий дом», В. Катаев «Жемчужина», С. Сахарнов «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать», Д. Александров «Самое вкусное», Е. Чарушин «Кот и рыбки», эвенкийская сказка «Почему карась широкий и плоский», С. Баруздин «Почему рыбы молчат», Н. Носов «Карасик», Н. Сладков «Рыбы», «Шепот рыб», Э. Шим «Как рыбы зимуют», Г. Снегирев «Чудесная лодка».



Упражнение 1. «Рыбная азбука»

Задачи: учить детей называть слова на первую букву в названии рыбы, закреплять правильное произношение отдельных звуков, обогащать словарь.

Материалы и оборудование: мяч.

Описание. Воспитатель называет букву и бросает мяч детям по очереди. Просит поймавшего мяч ребенка вспомнить птиц на заданную букву. Возможен вариант игры с мячом.

А – акула; Б – барбус, бычок; В – вуалехвост; Г – гуппи, горбуша, гурами; Д – данио, дорадо; Ё – ёрш; Ж – жерех; З – зубатка; И – иглобрюх; К – карась, карп, красноперка, камбала; Л – лещ, линь; М – меченосец; Н – неон, налим; О – окунь, осётр; П – плотва, пикша, пескарь, попугай; Р – ряпушка, рыба-ёж, рыба-игла; С – сом, судак, сазан; Т – телескоп, толстолобик, треска, тунец; У - уклейка, угорь; Ф – форель; Ч – чехонь; Ш – шип; Щ – щука.



Упражнение 2. «Что ты знаешь о рыбах?»

Задачи: обогащать словарь детей, учить употреблять прилагательные в сравнительной степени.

Материал и оборудование: мяч.

Описание. Дети становятся в круг, воспитатель произносит начало предложения и бросает мяч детям в произвольном порядке. Просит поймавшего мяч ребенка закончить предложение.

Карп большой, а судак еще… (больше). Барбус красивый, а вуалехвост еще… (красивее). У сома тело длинное, а у угря еще… (длиннее). Сом обитает глубоко, а налим еще… (глубже). Ёрш маленький, а данио еще… (меньше). У окуня острые плавники, а у ерша еще… (острее). У вуалехвоста крупные глаза, а у телескопа еще… (крупнее). Рябушка плавает быстро, а бычок еще… (быстрее).



Упражнение 3. «Знатоки рыб»

Задачи: обогащать речь детей существительными, расширять знания о рыбах.

Материал и оборудование: картинки с изображениями рыб.

Описание. Воспитатель произносит ряд существительных, связанных с обитанием, внешним видом и повадками рыб. Детям нужно отгадать, о ком именно идет речь.

Воспитатель просит назвать с опорой на картинки следующих рыб: больших, морских, речных, аквариумных, цветных, с красными плавниками, с длинным хвостом, похожих на шар/на овал/на ромб/на прямоугольник, с большими глазами, с маленькими глазами, живущих на дне, живущих среди кораллов, дружелюбных, охотников, с длинным носом, с иголками, с острыми плавниками, с острыми зубами, плавающих медленно, плавающих быстро, умеющих играть, умеющих наблюдать.



Упражнение 4. «Удивительные рыбки»

Задачи: учить строить сложносочиненные предложения с придаточным причины, обогащать словарь, учить согласовывать слова в предложении, развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: мяч.

Описание. Воспитатель предлагает поймавшим мяч детям по очереди продолжить предложения о рыбах.

У осетра острый нос для того, чтобы…. Сом живет на дне, потому что… У рыбы-ежа есть иглы для того, чтобы… У рыбы-попугая цветная чешуя для того, чтобы… У ерша острые плавники для того, чтобы… У щуки острые зубы для того, чтобы… У вуалехвоста красивый хвост для того, чтобы… У камбалы тело похоже на ромб для того, чтобы…



Упражнение 5. «Узнай рыбу по описанию»

Задачи: обогащать словарный запас, развивать память, связную речь.

Материал и оборудование: фотографии с изображениями рыб.

Описание. Воспитатель предлагает детям внимательно послушать описание одной из рыб и угадать ее с опорой на картинки, а затем самостоятельно придумать описание рыбы, а остальные дети пусть ее отгадывают.

Это речная рыба. У нее острые зубы, вытянутое тело, длинный нос. Спина окрашена в темно-серый цвет с пятнышками. Она хищница. Из нее можно приготовить котлеты и уху. (Щука)

Это речная рыба. Тело имеет продолговатую форму. Брюшко белое, а спина окрашена в темно-зеленый цвет. Плавники колючие и имеют ярко-красную окраску. На спине плавники голубого цвета, с пятнышком на конце. Тело покрыто мелкой чешуей. (Окунь)

Это речная рыба. У нее длинное и мощное тело. У рыбы широкая голова. На челюстях хищника расположены длинные усы. Эта рыба живет в ямах на дне водоемов. (Сом)

Это морская рыба. Тело у нее похоже на ромб, коричневого цвета. Эта рыба прячется в песок. (Камбала)

Это аквариумная рыбка. Она небольшого размера. Ее тело окрашено в белую и черную полоску. Живет стайками. Питается растениями и червями. (Барбус)



Упражнение 6. «Игра с рыбками»

Задачи: учить детей подбирать слова с противоположным значением.

Материал и оборудование: мяч.

Описание. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и произносит предложение, в котором нужно выделить нужное слово и заменить его на слово с противоположным значением. Поймавшие мяч дети по очереди выполняют задание.

Акула – маленькаярыба (большая). У угря короткоетело (длинное). У осетра тупойнос (острый). Щука плавает быстро(медленно). У сома короткиеусы (длинные). У телескопа мелкиеглаза (крупные). Карась плавает медленно(быстро). У камбалы тело узкое (широкое). Акула – добраярыба (злая). У рыбы-ежа тупыеиголки (острые). У форели малоикринок (много). С помощью плавников рыбы поворачивают сначала влево, потом (вправо). Рыбки скрываютсяот хищников, а потом снова (появляются). Морские угри сначала поднимаются, а потом (опускаются). Рыба-ёж сначала надуваетсвое тело, а потом (сдувает). Плотва сначала открываетрот, потом (закрывает). Щука бывает иногда голодной, а иногда (сытой). Щука сначала поднимаетсяна поверхность, а потом (опускается).



Упражнение 7. «Чей наряд лучше?»

Цель: обогащать речь детей именами прилагательными, формировать связную речь.

Материалы и оборудование:

Описание: Воспитатель проводит беседу: Какая рыба самая красивая? Как она выглядит? Затем рассказывает о рыбах и показывает картинки. Дети выбирают понравившуюся им рыбу и описывают ее самостоятельно.

Вуалехвост – аквариумная рыбка. Она живет в аквариуме. Тело ее разноцветное: белое, желтое, оранжевое, золотистое. Плавники и хвост напоминают тонкую ткань и в несколько раз длиннее самой рыбы. Это дружелюбная рыба. В сказках ее называют золотой рыбкой.

Рыба-клоун - это морская рыба. Она живет в море. Она ярко-оранжевого цвета с белыми полосками. Рыба живет среди кораллов. Она питается мелкими рачками. Она была героем мультфильма «В поисках Немо».

Рыба-ангел – это морская рыба. На ее теле расположены удивительные узоры. Она бывает желтого, синего, голубого цвета. По форме головы она напоминает птицу попугая.

Затем просит назвать, какого цвета карась, какого цвета рыба-клоун, какого цвета окунь, какого цвета рыба-попугай, какого цвета щука, какого цвета форель.



Упражнение 8. «Жизнь аквариумных рыбок»

Цели: обогащать словарь, учить составлять связный рассказ по плану.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями аквариумных рыб: вуалехвост, телескоп, данио и гуппи.

Описание. Воспитатель показывает изображения аквариумных рыбок и предлагает их сравнить: вуалехвоста и телескопа, данио и гуппи. Начинает воспитатель, ребенок продолжает.

У меня в аквариуме живет вуалехвост. (У меня в аквариуме живет телескоп.) Он оранжевого цвета. (Он черного цвета.) У него есть плавники, жабры и красивый хвост. (У телескопа тоже есть плавники, жабры и красивый хвост.) Глаза у рыбы небольшие. (У телескопа глаза крупные.) Вуалехвост любит мелких рачков. (Телескоп тоже любит мелких рачков).

У меня в аквариуме живут данио. (У меня в аквариуме живут гуппи.) Они розового цвета. (Они золотистого цвета.) У них есть плавники, жабры и прозрачный белый хвост. (У гуппи тоже есть плавники, жабры и красивый оранжевый хвост в крапинку.) Глаза у данио небольшие. (У гуппи глаза маленькие.) Данио любят сухой корм. (Гуппи тоже любят сухой корм.) Данио живут стайками. (Гуппи тоже живут стайками.)

Затем воспитатель спрашивает, чего нет у вуалехвоста по сравнению с телекопом, чего нет у данио по сравнению с гуппи? И наоборот.



Упражнение 9. «Скороговорки о рыбах»

Цели:закрепить произношение отдельных звуков в словах, совершенствовать умение строить простое предложение со словами, в которых есть определенный звук.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями разных рыб.

Описание. Воспитатель произносит скороговорки. Сначала в медленном темпе, потом в среднем и, наконец, быстро. Потом предлагает детям повторить скороговорки самостоятельно.

В пруду у Поликарпа три карася, три карпа (русская народная скороговорка).
Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу (русская народная скороговорка).
Щука в озере жила,
Червячка с крючка сняла.
Наварила щука щей,
Пригласила трех ершей.
Говорили всем ерши:
- Щи у щуки хороши!
(Г. Сапгир).

Плавниками трепеща
И зубаста, и тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща.
(И. Г. Сухин)



Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика–Синтез, 2009.
2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Ярославль: Академия развития, 1997.
3. Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия развития, 2006.


Рубрика: Дидактическая копилка

Автор: Грошенкова В. А.