Дидактические задания и упражнения для детей 5–7 лет по лексической теме «Птицы»
Дошкольный возраст – период в жизни маленького человека, когда устанавливается его связь с миром людей и природы, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с миром животных и птиц является одним из приоритетных направлений их познавательного и речевого развития.

Игры и упражнения, используемые при ознакомлении с названиями птиц, их внешним видом и повадками, – прекрасное средство, помогающее в решении задач не только речевого развития детей, но и в воспитании положительного отношения ко всему живому.

В качестве методических приемов работы с детьми могут выступать: просмотр фотографий с птицами, их жилищ, особенностей питания, чтение стихотворений, сказок и рассказов о птицах, работа с разрезными картинками и собирание пазлов, изготовленных на основе изображений с птицами.

Упражнения могут использоваться как самостоятельно в повседневной деятельности детей, так и в рамках организованной образовательной деятельности детского сада согласно ФГОС ДО в областях «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

Дополнением к любому упражнению являются произведения детских писателей и поэтов о птицах: А. Толстой «Петушки», «Сорока», «Гусак»; Н. Сладков «Птица-чечевица», «Зимние долги», «Воробьишкина весна»; В. Бианки «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры», «Наши птицы», «Лесные домишки», «Сова», «Мастера без топора»; В. Чаплина «Птицы под нашим окном»; И. С. Соколов-Микитов «Сыч-воробей»; Г. Скребицкий «Синица и соловей»; Г. Скребицкий, В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Крылатый будильник», «Лесная кормушка»; А. Прокофьев «Синички-невелички»; Г. Снегирев «Про птиц», «Как птицы и звери к зиме готовятся»; И. Лебедев «Куличок-ходулочник»; И. Токмакова «Десять птичек – стайка»; М. Горький «Воробьишко»; С. Воронин «Таинственный Жако»; В. Жуковский «Жаворонок»; М. Пришвин «Курица на столбах», «Пиковая дама», «Изобретатель», «Говорящий грач.



Упражнение 1. «Птичья азбука»

Задачи: учить детей называть слова на первую букву в наименовании птиц, закреплять правильное произношение отдельных звуков, обогащать словарь.

Материал и оборудование: мяч.

Описание. Воспитатель называет букву и бросает мяч детям по очереди. Просит поймавшего мяч ребенка вспомнить птиц на заданную букву. Возможен вариант игры с мячом.

А – аист, альбатрос; Б – баклан; В – воробей, ворона; Г – голубь, гусь, грач; Д – дятел, дрозд; Ж – жаворонок, журавль; З – зимородок; И – иволга, индюк; К – коршун, куропатка, кулик, кукушка, колибри; Л – лебедь, ласточка, М – малиновка; Н – неясыть; О – орел, овсянка; П – попугай, пеликан, павлин; Р – рябчик; С – сова, сорока, скворец, снегирь, страус; Т – тетерев; У – утка; Ф – филин; Ц – цапля; Ч – чиж, чайка; Ш – шилохвост; Щ – щегол; Э – эму; Ю – юрок; Я – ястреб.



Упражнение 2. «Что ты знаешь о птицах?»

Задачи: обогащать словарь детей, учить употреблять прилагательные в сравнительной степени.

Материал и оборудование: мяч.

Описание. Дети становятся в круг, воспитатель произносит начало предложения и бросает мяч. Поймавший его ребенок должен закончить предложение.

Сова большая, а орел еще… (больше). Попугай красивый, а павлин еще… (красивее). У цапли ноги длинные, а у страуса еще…. (длиннее). У снегиря клюв маленький, а у синицы еще… (меньше). Канарейка поет хорошо, а соловей еще… (лучше). У орла крылья широкие, а у совы еще… (шире). Ястреб летает высоко, а коршун еще… (выше). Попугай кричит громко, а чайка еще… (громче). Жаворонок летает далеко, а дрозд еще… (дальше). Тетерев летает тихо, а сова еще… (тише).



Упражнение 3. «Знатоки птиц»

Задачи: обогащать речь детей существительными, расширять знания о птицах.

Материал и оборудование: фотографии птиц.

Описание. Воспитатель называет ряд характеристик, связанных с повадками и питанием птиц. Детям нужно отгадать, о какой птице идет речь. Воспитатель демонстрирует детям соответствующие фотографии.

Ночь, мыши, глаза, цепкие лапы – сова. Река, лягушки, длинный клюв, длинные ноги – цапля. Зима, рябина, красная грудка, черная спинка – снегирь. Лес, черный наряд, красная шапочка, токование – тетерев. Сережки, черно-белый наряд, стрекотание – сорока. Лес, ягоды, гнездо, желтая грудка – иволга. Роща, весна, удивительное пение – соловей. Клетка, разноцветный наряд, семена – попугай. Озеро, длинная шея, белый наряд, красные перепонки и клюв – лебедь. Море, рыба, клюв-мешок, белый наряд – пеликан. Река, бело-серый наряд, стая птиц, крик, рыба, перепонки на лапах – чайка.



Упражнение 4. «Удивительные птицы»

Задачи: учить строить сложносочиненные предложения с придаточным причины, обогащать словарь, учить согласовывать слова в предложении, развивать логическое мышление.

Материал и оборудование: мяч.

Описание. Воспитатель бросает мяч и предлагает детям продолжить предложение о птицах.

У пеликана большой клюв для того, чтобы… Колибри – маленькая птичка, потому что… Сова – ночная птица, потому что… У цапли длинные ноги для того, чтобы… У рябчика пестрое оперенье, потому что… У ястреба острые когти для того, чтобы… У орла крепкий клюв для того, чтобы… У павлина красивый хвост, потому что… На лапах у утки есть перепонки для того, чтобы… Перья лебедя покрыты жиром для того, чтобы… У страуса длинная шея для того, чтобы… Дятел стучит по дереву для того, чтобы… Жаворонок улетает в теплые края, потому что…



Упражнение 5. «Узнай птицу по описанию»

Задачи: обогащать словарный запас, развивать память; развивать связную речь.

Материал и оборудование: фотографии с изображением птиц (дятел, колибри, кукушка, павлин, сова, снегирь, сорока, цапля).

Описание. Воспитатель предлагает детям внимательно послушать описание одной из птиц и угадать ее с опорой на картинки. Затем просит детей по очереди самостоятельно придумать описание какой-либо птицы, а остальным нужно отгадать ее.

Эта птица небольшая. У нее крепкий клюв, сильные лапы, на голове есть красная шапочка. Это птица-санитар. (Дятел)

Это самая маленькая и самая красивая птичка в мире. Она собирает цветочный нектар. Обитает в тропических лесах. (Колибри)

Это крупная птица. Она не вьет гнезда и не заботится о птенцах. Живет в лесу и поедает мохнатых гусениц. (Кукушка)

Это крупная птица. Ее туловище около метра, а хвост два метра. На хвосте сверкают синие, красные, желтые краски. На голове красивые перышки. Эта птица не умеет летать. (Павлин)

У этой птицы большие глаза. Она умеет крутить головой. У нее отличное зрение и слух. Это ночная птица. (Сова)

У этой птицы красивый наряд: ярко-красная грудка и брюшко, черная шапочка на голове. Живет в хвойных лесах. (Снегирь)

У этой птицы черно-белый наряд. Ее называют тараторкой и разбойницей. Она очень любопытна. (Сорока)

Эта крупная птица. У нее длинный клюв и длинные ноги. Добывает пищу в воде. Часто стоит на одной ноге. (Цапля)



Упражнение 6. «Скажи наоборот»

Задачи: учить детей подбирать слова с противоположным значением.

Материал и оборудование: мяч.

Описание. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и произносит предложение, в котором предстоит выделить нужное слово и заменить его на слово с противоположным значением. Поймавший мяч ребенок выполняет задание.

Орел – маленькая(большая) птица. У аиста маленький(большой) клюв. У лебедя узкие(широкие) крылья. Сова охотится днем(ночью). У павлина короткий(длинный) хвост. У страуса слабые(сильные) ноги. У кукушки большая(маленькая) семья. У сороки хвост короткий(длинный). У ястреба слабые(сильные) ноги. Тетерев – суетливая(спокойная) птица. Ласточки – смелые(боязливые) птицы. Ночью сова плохо(хорошо) видит. Страус бегает медленно(быстро). Ястреб летает низко(высоко). Днем сова спит, а ночью… (просыпается). Тетерев ходит легко, а взлетает… (тяжело). Соловей сначала поет громко, а потом… (тихо). Журавль сначала наклоняется, а потом… (выпрямляется). Пеликан сначала открываетрот, а потом… (зарывает). Орел сначала поднимается, а потом… (опускается). Голубь утром улетает, а вечером… (прилетает). Сначала цапля ловит лягушек, а потом их… (отпускает). Сова крутит головой сначала вправо, потом… (влево). Лебедь сначала расправляеткрылья, потом их… (складывает). Цапля сначала поднимаетногу, потом… (опускает).



Упражнение 7. «Чей наряд лучше?»

Цель: обогащать речь детей прилагательными, формировать навыки словообразования.

Описание. Воспитатель проводит беседу, задавая вопросы:«Какую птицу можно назвать модницей? Почему? Как она выглядит?» Затем произносит фразу и предлагает детям охарактеризовать птицу прилагательным.

У снегиря красная грудка – красногрудый снегирь. У иволги желтая грудка – желтогрудая иволга. У лебедя белые крылья – белокрылый лебедь. У голубя сизое крыло – сизокрылый голубь. У дятла красная голова – красноголовый дятел. У сороки белый бок – белобокая сорока. У аиста длинный клюв – длинноклювый аист. У журавля длинные ноги – длинноногий журавль. У лебедя длинная шея – длинношеий лебедь. У попугая разноцветные перья – разноцветный попугай. У дятла острый клюв – остроклювый дятел. У сороки длинный хвост – длиннохвостая сорока. У вороны черные крылья – чернокрылая ворона.



Упражнение 8. «Птичий хор»

Цели: обогащать словарный запас детей, формировать навыки словообразования, развивать память.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением птиц, аудиозаписи птичьих голосов, маски-ободки птиц.

Описание. Воспитатель рассказывает, что в лесу всегда звучит музыка. Это хор птичьих голосов. Затем называет птицу, дети должны изобразить, как она поет. Прослушиваются записи птичьего пения, дети угадывают, кому оно принадлежит. Затем на детей надеваются маски-ободки птиц, и воспитатель просит по очереди изобразить голос той птицы, в роли которой выступает ребенок.

Воробей чирикает (чик-чирик). Синица тинькает (тинь-тинь). Голубь воркует (гру-гру). Ворона каркает (кар-кар). Филин ухает (ух-ух). Лебедь шипит (ш-ш-ш). Соловей поёт (фью-фью). Гусь гогочет (га-га). Петух кукарекает (ку-ка-ре-ку). Курица –кудахчет (куд-куда). Утка крякает (кря-кря). Кукушка кукует (ку-ку). Дятел стучит (тук-тук).



Упражнение 9. «Птицы-иностранцы»

Цели: обогащать словарь, уметь строить связный рассказ по плану.

Материалы и оборудование: картинки с изображением колибри, пеликана, павлина и попугая.

Описание. Воспитатель сообщает детям, что в природе есть удивительные птицы с необычными способностями. Они живут в теплых странах. Сообщает детям, что наши птицы хотели бы познакомиться с этими иностранками. Раздает каждому ребенку картинки с изображением (колибри, попугай, павлин, пеликан), просит внимательно рассмотреть их и попытаться представить каждую птицу от первого лица. Нужно описать, как она выглядит, и рассказать, где она живет, что умеет делать, что предпочитает есть на обед.

Я колибри. Я самая маленькая птица в мире. У меня маленькое тело, длинный нос. Перья мои разноцветные. Живу в тропическом лесу. Я умею нападать на врагов. На обед предпочитаю цветочный нектар.

Я павлин. Я крупная птица. У меня длинный разноцветный хвост, на голове есть перышки, похожие на корону. Я живу в Индии. Я умею распускать хвост веером. На обед предпочитаю зерно и траву.

Я пеликан. Я крупная птица. У меня большое тело, на ногах есть перепонки. У меня есть большой клюв-мешок. Я живу на берегу моря, умею плавать и рыбачить. На обед предпочитаю рыбу.

Я попугай. У меня яркие перья. Я живу в тропическом лесу. Умею разгрызать орехи, висеть вниз головой, подражаю человеческому голосу. На обед предпочитаю орешки и семена.



Упражнение 10. «Птичьи скороговорки»

Цели: закрепить произношение отдельных звуков в словах, совершенствовать умение строить простое предложение со словами, в которых есть определенный звук.

Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями разных птиц.

Описание. Воспитатель произносит русские народные скороговорки: сначала в медленном темпе, потом в среднем и, наконец, быстро. Демонстрирует изображения птиц. Предлагает детям повторить скороговорки самостоятельно.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал, да не продолбил и не выдолбил.
Дpозд, дpозд, пpост, пpост, ковaный нос, железный хвост.
Перепёлка перепелят прятала от ребят.
Проворонила ворона вороненка.
Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревами на ветке.
Свиристель свиристит свирелью.
Сел сокол на гол ствол.
У перепелa и перепёлки пять перепелят.
Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.



Литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
2. Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Ярославль: Академия развития, 1997.


Рубрика: Дидактическая копилка

Автор: Грошенкова В. А.