Конспект логоритмического занятия с детьми разновозрастной группы с ТНР
Почему детям так нравятся занятия логоритмикой? Все окружающее нас живет по законам ритма: смена времен года, дня и ночи, биение сердца и многое другое. Любые ритмические движения активизируют мозг человека, способствуют активации различных анализаторов, становлению интегративной деятельности мозга.

Логоритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово, музыку и движения. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами самомассажа, получают положительную мотивацию к выполнению логопедических упражнений.



Логоритмическое занятие «Прогулка в осеннем лесу»



Задачи

Совершенствовать общую и мелкую моторику.

Развивать чувство ритма, ладовое чувство.

Расширять лексический запас.

Развивать слуховое внимание и зрительную память.

Учить выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Способствовать развитию мимической выразительности.



1. Динамическое коммуникативное упражнение

(Слова и музыка М. Картушиной)



Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай,

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай:

Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой,

Плечиком и локотком, и конечно язычком.

Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай,

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай:

Поздоровайся головкой. Как ты делаешь все ловко!

Пальчиком и кулачком, и конечно язычком!

Ты шагай, ты шагай своей дорогой, не зевай,

Ты шагай, ты шагай, себе пару выбирай:

Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком,

Спинкой, тепленьким бочком и конечно язычком!

Дети встречаются парами и касаются теми частями тела, которые называются в упражнении.

Логопед.

Здравствуйте, мои друзья!

К вам пришла сегодня я.

В лес волшебный на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.



2. Артикуляционная гимнастика

Логопед.

На лошадке едем,

Дети цокают языком.

До угла доедем.

Продолжают цокать.

Сели мы в машину,

Налили бензину.

Дети произносят: «с-с-с».

На машине едем,

Вибрант губами.

До реки доедем.

Останавливаются, разворачиваются.

На реке пароход,

Дети произносят: «ы-ы-ы».

Пароход нас везет.

Дети произносят: «ч-ч-ч».

До горы доплывем –

Повторяют: «ч-ч-ч».

Пароход вдруг встает.

Снова произносят: «ы-ы-ы».

Пересядем в самолет.

Самолет летит,

В нём мотор гудит.

Произносят: «л-л-л» (язык между зубами).



3. Упражнения на расслабление

Логопед. Мы с вами пришли в лес. Здесь много деревьев. Давайте представим, что мы превратились в них. Давайте представим, что сейчас лето, а мы березки, дубы, осинки, ели – крепкие, полные сил.

Дети с силой вскидывают вверх руки, в теле ощущают напряжение.

Логопед.Но вот наступила осень, и сила из листочков уходит,они опадают.

Дети расслабляют кисти рук.

Логопед. Сила покидает веточки.

Дети расслабляют руки. Затем отпускают под слова логопеда голову, плечи, приседают.

Логопед.

Перед нами долгий путь –

Мы присядем отдохнуть.

Очень тихо осенью,

Всюду тишина.

Но если прислушаться,

Тишь звуками полна.



4. Развитие фонематического слуха

Логопед. Чтобы лучше услышать осенний лес, давайте закроем глаз. И попытаемся отгадать, что за звуки вокруг нас, что это может быть?

Создает шумовые эффекты разными предметами, дети отгадывают, на что это похоже: пересыпает горох в миске (капли дождя); дует трубку (шум ветра), ломает ветки(треск веток под ногами); стучит палочкой по деревянному предмету (стук дятла); шуршит листом бумаги (шелест листьев).



5. Речевые упражнения, хоровое проговаривание, интонирование с элементами пальчиковой гимнастики



Логопед. Ветер по лесу летал,

Дети производят плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:

Загибают по одному пальцу на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки, золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Укладывают ладони на коленки.



6. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции

Логопед произносит «слова» деревьев, дети хором повторяют.

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки деткам говорят:

Осиновый – а-а-а,

Рябиновый – и-и-и,

Березовый – о-о-о,

Дубовый – у-у-у.



Логопед. Сейчас осенние листочки будут вместе говорить. Сделайте вдох, а теперь на выдохе: «а-о-у-и-ы-э».

Дети выполняют задание.

Слышен шум дождя.

Логопед. Вот и дождь пошел.

Ребенок.

Дождь, дождь целый день,

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля

От дождя промокла.



7. Массаж спины «Дождь»

Логопед. Тучки закрыли солнышко, и закапал дождь. (Дети встают друг за другом паровозиком).

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Дети хлопают друг друга ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивают друг друга по спинам кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивают друг друга по спинам пальчиками.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

Поглаживают друг друга по спинам ладошками.



8. «Осенний концерт»

Логопед.

Тихо! Слышен шорох за кустом,

Кто там с рыженьким хвостом?

Это рыжая лисичка,

Под кусточком лисий дом!

Лисичку надо похвалить,

Вместе с ней поговорить.

Дети повторяют за логопедом чистоговорку.

Ша–ша–ша–ша – ты, лисичка, хороша!

Шо–шо–шо–шо – хвостик мягкий как пушок.

Ши–ши–ши–ши – ты, лисичка, не спеши.

Ши–ши–ши–ши – лучше с нами попляши.



9. Игра-импровизация «Лисица-озорница»

Логопед.

Прошла лисичка под кустом

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веткам побежал,

И лес осенний запылал.

Лисичка (ребенок) по очереди дотрагивается до детей, у которых спрятан за спиной платок. Дети «оживают», изображая осенние деревья, импровизируют с платочками.

Логопед. Лисичка, кого ты видала в лесу?

Лисичка. Видела белочку, она дала вам орешки.



10. Массаж ладоней

Дети делают массаж ладоней орехами и поют песенку.

Я орех в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Логопед.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Приглашают в гости белочек и зайчиков.

Покружись со мной, дружок, не ленись!

В море счастья и улыбок окунись!



11. Танец «Вальс друзей»

Дети выполняют любой заранее выученный коммуникативный танец.

Логопед.

Устала что-то осень,

Она ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать.

Дети ложатся на ковер, звучит спокойная музыка

Логопед. Я предлагаю вам расслабиться. Слушайте меня внимательно и следуйте моим словам.

Музыка играет – всем нам глазки закрывает.

Дети закрывают глаза.

Носик музыку вдыхает и по телу прогоняет.

Эти слова логопед повторяет несколько раз, чтобы дети смогли сконцентрироваться на дыхании.

Вдох и выдох – хорошо!

Пауза. Дети дышат произвольно, в удобном для них ритме.

Наши руки отдыхают, отдыхают, засыпают.

Дети расслабляют руки.

Наши ноги отдыхают, отдыхают, засыпают.

Расслабляют ноги.

Ветерок погладил ручки,

А потом погладил ножки,

Шею тоже не забыл,

Всех погладил, полюбил.

С вами мне пора прощаться,

А вам в группу возвращаться.

Дети медленно встают и возвращаются в группу.



Литература

1. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. – М.: Сфера, 2003.

2. Кацер О. В., Коротаева С. А. Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей. – СПб, 2007.



Рубрика: Из опыта работы

Автор: Малофеева С. Н.