Коррекционно-развивающая программа «СтопКадрик»
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. В условиях реализации ФГОС ДО на первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства. Образовательная работа с детьми направлена на создание условий, открывающих ребенку возможность самостоятельных действий по освоению окружающего мира. В этих условиях развитие коммуникативных и личностных компетенций детей дошкольного возраста посредством анимационной деятельности является значимым для образовательной практики дошкольных образовательных учреждений.

Анимация – один из любимых жанров у детей. Особенность этого вида искусства заключается в том, что оно не требует перевода на другие языки, смело прокладывает кратчайшее расстояние от мысли к образу, позволяет делать все, что угодно фантазии человека. Анимационная студия в системе дошкольного воспитания – явление инновационное, и созданная по данному направлению программа также является уникальной.

Экранное творчество, в частности занятия анимацией, создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала ребенка, его разностороннего развития, художественного воспитания. По своей природе оно синтетично и объединяет в себе разные элементы сценического, изобразительного искусства, музыки, литературных жанров, компьютерных технологий. Все эти знания ребенок может получить в анимации, при этом процесс обретения этих навыков проходит естественно и органично.

Цели и задачи, решаемые в процессе работы детей в анимационной студии, могут быть самыми различными: развитие творческого потенциала и креативности детей, становление общеучебных навыков и умений, освоение различных видов деятельности, формирование этических чувств и толерантности и т. д. Цель работы нашей анимационной студии – развитие у дошкольников коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.

Дети, выступая в процессе создания фильма в разных ипостасях (режиссер, сценарист, художник-мультипликатор, оператор и т.д.), учатся понимать значимость и созависимость каждой роли в едином созидательном процессе, налаживать коммуникации друг с другом, быть толерантными, понимать ответственность за свой участок работы. Таким образом, занятия по основам анимации развивают культуру общения, помогают вырабатывать ценностные ориентиры, обеспечивают социально-нравственную адаптацию ребенка.

В рамках анимационного образования ребенок осуществляет следующие действия: регуляция собственного эмоционального состояния, выбор формата работы над фильмом, изучение и обсуждение взаимоотношений персонажей, наделение героя определенными чертами личности, выстраивание характера персонажа. Таким образом формируются представления о поведении и поступках человека, навыки эмоциональной саморегуляции в общении и рабочей деятельности, понимание причинно-следственных связей поведения человека.

XXIвек – век компьютерных технологи. Данная программа развивает у детей ИКТ-компетентности новым методом – средствами создания авторской анимации с применением компьютерных программ. Нестандартные мотивы взаимодействия ребенка с ПК позволяют развить столь необходимый современному обществу тип человека, который может быть и потребителем духовных ценностей, и их создателем.

«СтопКадрик» по содержанию является коррекционно-развивающей психолого-педагогической программой, направленной на социализацию, развитие социального и эмоционального интеллекта детей, творческого потенциала личности с помощью анимационного творчества. По форме организации программа является групповой; по времени реализации — среднесрочной.

Актуальностьпрограммы состоит в том, что социально-коммуникативное развитие современных дошкольников зачастуюне соответствует возрастным нормам. Характеризуя современного ребенка, Д. И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию, как обеднение и ограничение общения детей. Уже в младшем школьном возрасте у 25% детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.[1]Другой особенностью современных дошкольников, отмечаемой этим автором, является повышенный эгоцентризм и слабость воображения. Таким образом, развитие коммуникативных способностей дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Своевременная коррекция и амплификация социально-коммуникативного развития ребенка – залог его успешной социализации и психологического благополучия. Именно для этого и предназначается программа «СтопКадрик».

Отличительной особенностью данной коррекционно-развивающей программы является ее эклектичность. Программа составлена на основе использования технологии перекладной мультипликации.[2]Создание мультфильма – универсальный метод арт-терапии, в процессе которого используются элементы терапии визуально-пластическими художественными средствами, сказкотерапии, драмотерапии. Выразительная мощность анимационных информационных моделей, использующих в полной мере основные каналы восприятия человека, значительно превосходит по степени воздействия простые неподвижные изображения и текст. Самостоятельные занятия анимацией создают наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала ребенка, его разностороннего развития, художественного воспитания. Это возможно, потому что мультфильм соединяет в себе разные элементы сценического, изобразительного искусства, музыки, литературных жанров, компьютерных технологий.

Программанаправлена также на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, что является одной из приоритетных задач, определяемых ФГОС ДО.Современный ребенок должен быть готов не только к получению готовой информации, он и уметь ее производить. Знание основ мультипликации с применением различных компьютерных программ даст детям вполне очевидные преимущества при освоении технологий будущего.

Теоретической основной программы стали сразу несколько направлений практической психологии. Во-первых, это групповой процесс, поэтому педагогу-психологу необходимо знание групповой динамики. Разные представители групповой терапии (Курт Левин, Шутц, Такман и другие) каждый по-своему описывают этапы групповой динамики, но суть остается одна: последовательная от формального объединения до обретения значительной терапевтической силы взаимоподдержки, взаимовлияния, взаимокоррекции при одновременном самораскрытии и позитивном развитии группы в целом и каждого ее участника. Педагог-психолог выступает в процессе организации деятельности группы как фасилитатор[3]. Если при традиционных формах управлениягруппой субъект побуждает ее выполнять собственные инструкции и распоряжения, то в случае с фасилитацией субъект должен сочетать в себе признаки не только руководителя, лидера, но и участника групповой динамики. Фасилитация как психологическая техника использует эмпатию, понимание, внимание, безусловное принятие, толерантность, сочувствие и помогает раскрыть в ребенке оптимизм, довериеи те природные способности человека, которыми он пользуется неосознанно.

Во-вторых, педагогу-психологу необходимо осуществлять работу, способствующую личностному росту каждого из участников. Автор использовал элементы трансактного анализа Эрика Берна в интерпретации В. А. Петровского[4]. Суть технологии заключается в целенаправленном использовании трансакций как факторов амплификации социально-коммуникативного развития ребенка. Эта технология проста и доступна к применению любым педагогом, знакомым с теорией Эрика Берна.

Педагогическая целесообразностьпрограммы объясняется тем, чтоотношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе (группе детского сада) во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Оказание помощи детям, имеющим сложности в становлении социально-коммуникативного развития, целесообразно осуществлять в наиболее сензитивный период. Осуществляя эту работу на основе использования технологии перекладной мультипликации, мы имеем возможность достигнуть поставленных целей наиболее эффективно и в наиболее сжатые сроки. При этом происходящие изменения органичны природе ребенка-дошкольника, являются его личностным достижением.

Цель – создать условия для развития у дошкольников коммуникативных и личностных компетенций с помощью анимационного творчества.

Задачи

Создать условия для освоения детьми основ технологии перекладной мультипликации и сопутствующих ей компьютерных технологий и программ.

Формировать умения планировать свою деятельность, контролировать и оценивать собственные действия в соответствии с поставленной задачей при работе с бланком раскадровки.

Развивать умение устанавливать отношения сотрудничества, взаимного уважения, принятия, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности в процессе работы над созданием мультфильма.

Создать условия для выражения негативных эмоциональных состояний в адекватных формах (рисунок, рассказ, персонаж).

Обогащать деятельностно-практический опыт ситуативно-адекватных реакций при решении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе работы у мультстанка.

Развивать адекватную самооценку, умение преодолевать нерешительность, страх проявлять себя в процессе групповой динамики.

Укреплять чувство психологической защищенности, личностных границ за счет осуществления индивидуальной работы, проработки персональных проблем ребенка.

Формировать с помощью рефлексии и обратной связи позитивные установки к различным видам труда и творчества, помочь осознать себя автором, субъектом творческой деятельности.

Поставленные цели и задачи достигаются опосредованным путем в процессе групповой динамики и индивидуальной работы средствами арт-терапии и трансактного анализа. Содержание работы детей определяется технологией создания мультипликационного фильма.

Теоретическая частьнаправлена на ознакомление детей с технологией создания мультипликационного фильма и дается в форме бесед, обсуждений, мультимедийных занятий, просмотра иллюстративного материала и мультипликационных фильмов.

Практическая частьпосвящена непосредственному созданию мультфильма и состоит из следующих разделов.

1. Создание раскадровок.

2. Рисование.

3. Оформительская деятельность.

4. Озвучивание.

5. Театрализация.

6. Анимационный тайминг.

7. Анимационная съёмка.

Практические занятия по программе связаны с использованием следующих методови техник:

ü элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);

ü элементы игротерапии;

ü элементы мнемотехники (зарисовка пиктограмм после про­чтения текста), использование схем;

ü беседы;

ü рисование;

ü экспрессивные этюды.



Решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе создания мультфильма

Прохождение каждой новой темы предполага­ет постоянное повторение пройденных, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как забегание вперед, возвращение к пройденному придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.

По степени осознанности восприятия учебного материала используются преимущественно интерактивные методы обучения, то есть ориентированные на более широкое взаимодействие участников занятий не только с педагогом-психологом, но и друг с другом и на доминирование активности самих детей в процессе взаимодействия.

Формы занятий:

- по количеству детей, участвующих в занятии: групповые;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: интерактивные.

Сроки реализации образовательной программы: 3–5 месяцев, которые условно делятся на три периода:

- введение в мультипликацию – этап податливости;

- предсъёмка – этап идентификации;

- съёмки фильма – этап присвоения.



Режим занятий

Оптимальное количество участников группы – 6–8 человек. Длительность занятия – 30–40 минут. Периодичность проведения 1–2 раза в неделю. Примерная продолжительность работы группы зависит от сценария, выбранного для съемки, и составляет от трех до пяти месяцев.



Содержание курса

Раздел 1. Введение в мультипликацию – этап податливости

Первый период является вводным и направлен на знакомство с технологией создания мультипликационных фильмов. На первом этапе устанавливается добровольная, но еще в значительной степени формальная общность группы. Здесь и далее следует помнить об индивидуальных различиях членов группы и о разной скорости и эффективности прохождения ими этих процессов. Члены группы принимают нормы и правила работы, начинают поддаваться влиянию друг друга, психолога.



Тема 1. «Будем знакомы…»

Теоретическая часть. А вы хотите снимать мультфильм? Мы будем работать вместе, давайте познакомимся.Устанавливаем первые правила работы в группе.

Практическая часть. Знакомство друг с другом в играх «Волшебный клубочек», «Встаньте вместе все, у кого…». Просмотр мультфильмов, снятых детьми. Закрепление имен друг друга и первых сведений о членах группы в играх «Передай мяч», «Подарки».

Оборудование: мультимедиа, ПК, клубок, мяч, колокольчик.

Тема 2. «Профессии в анимации»

Теоретическая часть. Люди каких профессий снимают мультфильм? Чем занимаются режиссер, художник, оператор, артист, сценарист? Какое оборудование есть в нашей студии?

Практическая часть. Знакомство с тем, как снимают мультфильмы на профессиональной студии (просмотр фильма «Как делают мультфильмы» из программы «Пытливые умы»). Сравнивание нашей студии с профессиональной. Закрепление названий профессий в игре «Угадай-ка». Выявление предпочтений в рефлексии «Я выбираю…».

Оборудование: мультимедиа, ПК, колокольчик.



Тема 3. «Как снимать мультфильм»

Теоретическая часть.Какое оборудование и материалы необходимы для создания мультфильмов? Какие правила работы в группе нужно соблюдать, чтобы работа была продуктивной?

Практическая часть. Знакомство с техническим процессом создания мультфильма в процессе просмотра мастер-класса «Мы снимаем мультфильм». Ознакомление с нормами и правилами работы в группе с помощью пиктограмм. Практическое построение плана-модели предстоящей работы. Рефлексия «Я для себя решил…»

Оборудование: мультимедиа, ПК, запись мастер-класса «Мы снимаем мультфильм», пиктограммы, изображающие правила работы в группе.



Раздел 2. Предсъемочный этап – этап идентификации

В этот период по рассказу, стихотворению (готовому или придуманному детьми) разрабатывается сценарий будущего мультфильма, осуществляется раскадровка, т.е. деление сценария на съемочные сцены, обсуждаются и создаются персонажи мультфильма, фоны для съёмки, подготавливаются необходимые звуковые эффекты и фоны, проводится запись закадрового текста и диалогов.

На втором этапе происходит внешнее принятие группы и ее участников: готовность не формально, а с пониманием выслушивать их мнения, подключаться к дискуссиям. Можно сказать, что устанавливается неформальная общность группы, ощущение определенного «мы», даже при разногласиях по отдельным вопросам и некотором неприятии отдельными участниками друг друга.



Тема 4. «Выбор общей идеи мультфильма»

Теоретическая часть.С чего начинаются мультфильмы? Кто такой сценарист и чем он занимается? Как выбрать основу будущего мультфильма? Как ответить на вопрос «Про что этот мультфильм?».

Практическая часть. Обучение высказыванию своего мнения в процессе дискуссии «Какой мультфильм можно назвать хорошим». Попытка видеть скрытый смысл мультипликационных фильмов в упражнении «Магазин». Высказывание предпочтений по содержанию будущего мультфильма в упражнении «Банк идей». Знакомство с двумя–тремя текстами сказок и в процессе их обсуждения выбор той, что станет основой сценария.

Оборудование: тексты из книги «Лабиринт души. Терапевтические сказки» [12], иллюстрации популярных мультфильмов для игры «Магазин».



Тема 5. «Сценарий мультфильма»

Теоретическая часть. Чем сценарий отличается от рассказа или сказки? Что такое сцена, и какие сцены можно выделить в нашем мультфильме? Как мы можем «записать» сценарий (знакомство с пиктограммами).

Практическая часть. Поиск различий между сказкой и сценарием. Составление сценария по выбранной сказке. Попытки договариваться о распределении предстоящей работы и брать на себя ответственность за определенный участок в процессе фиксирования сцен с помощью пиктограмм.

Оборудование: цветные и простые карандаши, листы бумаги А5 в свободном доступе, ластики.



Тема 6. «Раскадровка сценария по сценам»

Теоретическая часть. Что такое раскадровка? Для чего она необходима? Что такое эпизод, кадр?

Практическая часть. Знакомство с бланком раскадровки. Вклеивание в бланк рисунков эпизодов, созданных на предыдущем занятии. Совместное заполнение графы «Описание действия» для первой сцены и самостоятельное – для последующих сцен. Попытки позитивной оценки деятельности товарищей и тактичного оказания необходимой помощи, а также умения принимать помощь в процессе совместной работы.

№ Рисунок эпизода Название Описание действия Описание звука Тайминг Экспликация Оборудование: цветные и простые карандаши, на ватмане пустой бланк раскадровки



Тема 11. «Выбор фонограмм и звуковых эффектов»

Теоретическая часть. Что слышно, когда никто не говорит? Что такое фонограмма и звуковой эффект?

Практическая часть. Определение, какие эмоциональные состояния соответствуют разным эпизодам фильма и фиксация выбора с помощью пиктограмм. Поиск музыки, соответствующей эмоциональному фону каждой сцены, и внесение ее в бланк раскадровки. Рисование в воображении картинок в соответствии с услышанными звуками (и наоборот: какие звуки будут слышны в зависимости от картинки).

Оборудование: Пиктограммы с изображением разных эмоциональных состояний, записи различных звуковых эффектов, фонограммы для эпизодов фильма, бланк раскадровки.



Тема 7. «Экспликация»

Теоретическая часть. Что такое экспликация? Как составить и зафиксировать экспликацию на бланке раскадровки?

Практическая часть. Попытки договориться друг с другом, работая в парах над составлением экспликации к отведенному эпизоду фильма. Закрепление навыков планирования собственной деятельности в процессе практической работы по составлению экспликации. Осуществление контрольно-проверочных действий по отношению к работе товарищей и высказывание тактичных замечаний.

Оборудование: цветные и простые карандаши, листы бумаги А5 в свободном доступе, бланк раскадровки



Тема 8. «Создание фонов»

Теоретическая часть. Что такое фон? Какие правила существуют при создании фонов? Как лучше организовать работу по созданию фонов?

Практическая часть. Совместная работа в процессе коллективного рисования. Попытки осознать собственные трудности на основе опыта деятельности и поиск позитивного выхода из них. Применение нехарактерных для себя эго-состояний во время выполнения отдельных поручений руководителя.

Оборудование: листы ватмана, кисти различного размера, губки, гуашь.



Тема 9. «Создание объектов и персонажей»

Теоретическая часть. Что такое объект, а что такое персонаж? Какие правила существуют для их изображения? Какие компьютерные программы могут помочь художнику-мультипликатору? Как создать персонаж-марионетку?

Практическая часть. Попытки договариваться друг с другом о распределении объектов и персонажей для изображения. Развитие чувства эмпатии к персонажам в процессе их изображения. Уточнение особенностей экспрессивного проявления различных эмоций для более точной передачи характера персонажей. Выбор адекватных изобразительных средств для передачи характера персонажа, своего отношения к нему. Соотнесение собственных замыслов с замыслами и пожеланиями товарищей.

Оборудование: листы бумаги А5 в свободном доступе, различные материалы для художественного творчества, ножницы.



Тема 10. «Драматизация сценария. Черновая запись звука»

Теоретическая часть. Как происходит запись звука? Что такое анимационный тайминг и для чего он нужен?

Практическая часть.Развитие экспрессивной грамотности в процессе драматизации сценария. Вырабатывание выдержки и дисциплины, соблюдение которых необходимо для качественной звукозаписи. Осознание на практике, что такое анимационный тайминг.

Оборудование: подготовленные персонажи, ноутбук с программой для записи звука.



Раздел 3. Съёмка фильма – этап присвоения

Третий период– непосредственная съёмка, продолжительность которой зависит от количества съёмочных сцен. На третьем этапе происходит принятие отдельными участниками уже сложившихся групповых ценностей и мнений как своих собственных, готовность оперировать ими от своего имени вне группы, в своей личной жизни.



Темы 12–17. «Композиция и анимация 1– 6 сцены»

Теоретическая часть. Как заставить персонажей двигаться? Какие правила необходимо соблюдать при работе у мультстанка? Какая программа помогает снимать мультфильмы? Какая программа помогает монтировать мультфильм?

Практическая часть. Обсуждение и составление композиции каждой сцены на мультстоле, проявление ситуативно-адекватных реакций на возможные затруднения в общении. Решение анимационных задач и использованием бланка раскадровки. Распределение обязанностей, поиск баланса между собственными желаниями, желаниями товарищей и интересами общего дела. Анимация героев и съёмка сцены за сценой, упражнение в произвольном управлении собственным поведением. Попытки видеть и признавать собственные ошибки и успехи в процессе рефлексии по итогам занятия в процессе просмотра отснятого материала.

Оборудование: специальный мультстанок, штатив с веб-камерой, ноутбук с установленной программой для анимационной съёмки, осветительные приборы, фоны, объекты и персонажи для каждой из сцен.



Тема 18. «Презентация готового мультфильма»

Теоретическая часть. Что такое презентация?

Практическая часть. Возможность каждому почувствовать успех от проделанной работы в процессе презентации мультфильма. Развитие навыков свободного общения в процессе обсуждения мультфильма со зрителями.

Оборудование: запись готового мультфильма, мультимедиа, ПК.



Материально-техническое обеспечение программы

Для проведения занятий необходимо помещение, позволяющее организовывать детей для общения в кругу, выполнения заданий за столами, размещения оборудования, необходимого для работы. При выполнении заданий, связанных с рисованием и работой у компьютера, должны соблюдаться требования, определенные СанПиН для организации этих видов деятельности детей.

Используется оборудование, необходимое для работы по технологии перекладной мультипликации:

ü специальный мультстол;

ü веб-камера;

ü компьютер;

ü осветительные приборы;

ü держатель для камеры;

ü сканер;

ü цветной принтер;

ü расходные материалы для детского изобразительного творчества.



Методическое обеспечение образовательной программы

Готовых программ по направлению мультипликации почти нет. Очень мало и методических пособий [1, 2, 13], поэтому для реализации программы создаем и пользуемся в основном своими наработками. Обязательным условием является умение пользоваться следующими компьютерными программами:

  • AnimatorDV+ или Dragonfreim– для съемки мультфильма;
  • AdobePhotoshopили Paint– для обработки детских рисунков и отснятого материала;
  • программы для монтажа фильма, например PinnacleStudio.
Дети непосредственно работают только с программами для съёмки, но и с остальными программами осуществляется поверхностное знакомство. Работу по монтажу мультфильма выполняет взрослый.



Литература

1. Аромштам М. С. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства» мультфильмов в детском саду. – М.: Чистые пруды, 2006.
2. Велинский Д. В. Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки. Методическое пособие. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2011.
3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми 5–7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
4. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007.
5. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника: монография. – М.: Просвещение, 1985.
6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Лютова-Робертс Е., Монина Г., Игры – приветствия для хорошего настроения. – СПб: Речь, 2011.
8. Петровский В. А., Виноградова А. М., Кларина Л. М. и др. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1993.
9. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / под ред. Петровского В. А. – М.: Аспект-Пресс, 1995.
10. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М.: Прогрес, 1993.
11. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов. –М.: Просвещение, 1995.
12. Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования). – М., Воронеж: МПСУ Модек, 2013.
13. Халатов Н. В., Мы снимаем мультфильмы. – М.: Молодая гвардия»1986.
14. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки [Электронный ресурс].




[1]Фельдштейн Д. И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) // М.; Воронеж: МПСУ «Модек», 2013. — 335 с.
[2]Мультипликация (от лат. Multiplicatio– умножение), анимация (англ. Animation– одушевление, лат. Animare– оживить) – вид киноискусства, произведения которого создаются путем съёмки отдельных рисунков.
[3]Фасилитация (от англ. Facilitate – помогать, облегчать, способствовать) – недирективный стиль управления, он не выходит за рамки самоорганизации управляемой системы.
[4]Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов, под ред. Петровского В. А., // М.: «Аспект Пресс», 1995.


Рубрика: Мастер-класс

Автор: Коникова Л. В.