Пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Формирование основ жизнедеятельности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста
Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – всё избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Т. Г. Хромцова



Необходимо уделять большое внимание вопросу безопасности детей, ведь в современном обществе проблема сохранения здоровья и жизни отдельного человека и человечества в целом становится проблемой глобального характера.

Моя работа проводится с детьми с ограниченными возможностями здоровья – общим недоразвитием речи (далее ОНР). Это значит, что такие дети имеют сложное речевое расстройство, при котором у ребят с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи и скудный запас слов. Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности, отклонения в развитии психических процессов.Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключится с одного объекта на другой. Такие дети быстро утомляются, отвлекаются, для них характерна повышенное истощение, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении ими заданий. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застывание в одной позе. Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, не преодолеваются спонтанно. Такие дети требуют от взрослых больше внимания и специально организованной работы.

Примерно с трех лет нужно как можно чаще говорить ребенку с ОНР о возможных опасностях, подстерегающих его буквально на каждом шагу: дома (опасные предметы), на улице (движение на дороге или ядовитые растения). К различным природным факторам риска все чаще добавляются чрезвычайные ситуации социального характера: террористические акты, похищения, пропажи детей, разные виды насилия.

Примерно с четырехлетнего возраста ребенок с ОНР начинает постепенно выходить в социальном взаимодействии за рамки семейного круга. Его общение все чаще становится внеситуативным. Поэтому важно предупреждать детей о том, чтобы они никогда не садился в машину к незнакомым людям, ничего от них не брали, что это очень опасно и может навредить. Острые социальные проблемы современности сказываются на детях с ОНР иначе, чем на взрослых. Такие особенности детей с ОНР дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым и одновременно зависимость от них, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У таких детей часто наблюдаются недостаточная готовность к самосохранению, слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Возникает необходимость уберечь детей с ОНР от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытостьи доверие к миру, подготовить их к полноценной жизни, не напугав.



Пособие разработано для работы с детьми с ОНР 5–7 лет.

Срок реализации – 2 года.

Цель– формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей с ОНР старшего дошкольного возраста, умения соблюдать правила безопасного поведения и осознавать последствия своих действий.

Задачи

Формировать у детей с ОНР представление о безопасном поведении на улицах города и на природе, в общении с незнакомцами и дома.

Обучать правилам безопасности с опасными предметами.

Развивать внимание, воображение, мышление, память.

Воспитывать эмоциональность, любознательность, самостоятельность, инициативность.



Работа с детьми с ОНР будет нерезультативной без подкрепления в различных повседневных ситуациях. Поэтому, в первую очередь, следует проводить работу со взрослыми по формированию у детей с ОНР навыков безопасного поведения.





Методы и приемы, используемые в работе

В процессе формирования представлений об основах безопасности жизнедеятельности детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо использовать разнообразные методы обучения: игровые, словесные, наглядные, практические.

В формировании представлений о безопасности игравыступает как самостоятельный метод обучения. Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (замысел), игровым действиям и правилам ребенок с ОНР непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.

Словесный методпредполагает проведение различных бесед, что дает ребенку с ОНР более полную и точную картину о случаях, когда ему угрожает опасность. Также важно ознакомление детей с художественной литературой с обязательным акцентированием безопасного или опасного поведения персонажей для закрепления полученных знаний.

Наглядный метод включает в себя использование иллюстрационного материала, видео, мультфильмов, проведение различных наблюдений (в быту или во время экскурсии) и является опорой при формировании представлений о безопасности жизнедеятельности.

Практические методыпредполагают организацию игровых упражнений. В процессе которых ребенок с ОНР неоднократно повторяет практические и умственные действия.



Для ознакомления детей и взрослых с данной темой в раздевалке целесообразно создать«Уголок безопасности», включающий в себя:

· плакат по безопасности (меняется по темам);

· информацию о правилах первой медицинской помощи;

· рекомендации родителям



В группе рекомендуется оборудовать центр «Все профессии важны», состоящий из оборудования для следующих сюжетно-ролевых игр:

· «Врач» – с целью закрепления знаний о правилах первой медицинской помощи;

· «Пожарные» – с целью закрепления знаний о безопасном поведении с огнем и номера телефона экстренной помощи;

· «Водители» – с целью закрепления знаний безопасного поведения в общественном транспорте и правил дорожного движения;

· «Полицейские» – с целью закрепления знаний о безопасном поведении.



Также важно оборудовать уголок дидактических игр.



Методические рекомендации по работе с детьми

1. Темы следует отрабатывать с использованием различных форм: от предлагаемой информации в беседе до опроса и практических действий.

2. Обсуждайте с детьми не только различные опасные ситуации, но и способы выхода из них.

3. Не следует думать, что отработанная однажды тема является закрепленной, необходимо систематически ее повторять путем проведения различных игр.



Данное пособие рассчитано для детей с ОНР старшего дошкольного возраста, а значит, они уже имеют представления о безопасном поведении. Следует эти знания дополнить и закрепить. То есть сформировать у детей правила безопасного поведения, не подавив при этом естественную детскую любознательность, открытость и доверие к миру. Важно не напугать, а подготовить детей к полноценной жизни.



Ожидаемые результаты:

– углубление уровня знаний и умений детей старшего дошкольного возраста с ОНР правильно действовать в различных жизненных ситуациях при развитии их психических процессов и личностных качеств;

– повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах формирования основ безопасности жизнедеятельности детей с ОНР старшего дошкольного возраста.



Диагностическое обследование

Диагностика проводится дважды за период реализации пособия. Цель диагностики вначале – выявить имеющиеся у детей знания и представления; в конце – определить уровень знаний и умения детей с ОНР быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять свое здоровье.



Методика проведения диагностики:

1. Тема «Ребенок и другие люди» – обсуждение конкретных ситуаций.

2. Тема «Ребенок и природа» –беседы по картинкам, плакатам, наблюдения во время прогулок.

3. Тема «Ребенок один дома» – словесная игра «Плохо или хорошо».

4. Тема «Здоровье ребенка»–наблюдения в сфере самообслуживания, выявление предпочтений в питании.

5. Тема «Эмоции» – наблюдение за ребенком в общении с детьми в ходе самостоятельной и совместной деятельности.

6. Тема «Ребенок на улицах города» – проведение опроса: называет 3 и более дорожных знаков; правильно называет и объясняет цвета светофора; перечисляет виды транспорта, имеет элементарные знания о правилах поведения на каждом из них; подробно рассказывает о правилах поведения на улице.

Ответы детей оцениваются в баллах:

3 балла – высокий уровень (ребенок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации);

2 балла – средний уровень (ребенок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации);

1 балл – низкий уровень (ребенок частично или вообще не ориентируется в предложенной теме, не может самостоятельно выбрать правильный выход из предлагаемой ситуации).

Высокий уровень 16–18 баллов.

Средний уровень 13–15 баллов.

Низкий уровень – до 12 баллов

ü Количественный уровень в процентах высчитывается по формуле: сумма всех баллов в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.

ü Идеальный балл = количество детей, умноженное на 3.

ü Качественный уровень в процентах высчитывается по формуле: сумма всех трех показателей в столбике умножить на 100 и разделить на идеальный балл.



№ Ф.И. ребенка 1-я тема 2-я тема 3-я тема 4-я тема 5-я тема 6-я тема Баллы сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май 1 2 3 4 Итоговый показатель

Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности

у детей с ОНР старшего дошкольного возраста



Наименование Период проведения Работа с детьми Проведение диагностики В начале и в конце реализации проекта Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, игры тренинги, игры-беседы, лэпбуки) Еженедельно Алгоритм безопасного поведения в ДОУ (в работе с опасными предметами) Ежедневно Проведение бесед Ежемесячно Обучающие мероприятия (развлечения, тренинг, утренники, занятия) Ежемесячно Рассматривание иллюстраций Ежемесячно Чтение и обсуждение художественной литературы Ежемесячно Экскурсии с целью закрепления правил дорожного движения В течение всего периода Просмотр видео (мультфильмы, обучающие фильмы, серии киножурнала «Ералаш», презентации) В течение всего периода Участие в детских конкурсах разного уровня (от образовательного учреждения до международных) В течение всего периода Работа с родителями Печатный материал для чтения (памятки, рекомендации, брошюры, оформление родительского уголка) В течение всего периода Беседы (консультации, индивидуальные беседы, акции) В течение всего периода Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр и проведения театрализованной деятельности В течении всего периода Обучающие мероприятия (активное участие и просмотр) Ежемесячно Опрос родителей (анкетирование) Ежегодно Доклад на родительском собрании Ежегодно Работа с педагогами Раздача печатного материала В течение всего периода Выступления (педсовет, участие в МРО) В течении всего периода Публикации в Интернете В течении всего периода

Перспективный план для работы в старшей логопедической группе

Дата проведения Место проведения Наименование Ответственные Сентябрь Группа, дом Проведение диагностики. Составление правил безопасной работы детей с опасными предметами Воспитатели Группа По итогам диагностики подготовка памятки для родителей с целью ориентирования их в образовательной деятельности (указать информацию, требующую дополнительного внимания: знание адреса проживания, имен и фамилии родителей) Воспитатели, родители Октябрь Группа Игра-тренинг «Я потерялся». Цель – научить, как правильно себя вести, если потерялся на улице Воспитатели Ноябрь Группа Обучающее мероприятие по теме «Чтобы зубки не болели». Цель – продолжать формировать бережное отношение к своему организму Воспитатели Группа Проведение беседы на тему «Опасные предметы дома». Цель – закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, бытовых приборах Воспитатели Декабрь Улицы города Проведение беседы на тему «Опасности в зимний период. Такие красивые, но опасные сосульки». Цель – предупреждение травматизма Воспитатели Январь Группа Игра-беседа «Службы 01, 02, 03 всегда на страже». Цели: познакомить со службами спасения, вызвать чувство взаимопомощи, обсудить опасные ситуации в зимнее время Воспитатели Февраль Участок Проведение беседы на тему «Опасности в зимний период. Осторожно, снег на крыше!» Цель – предупреждение травматизма Воспитатели Март Раздевалка Памятка для родителей по безопасному поведению детей на дороге с целью реализации единого воспитательного подхода по обучению правилам дорожного движения в детском саду и дома Воспитатели Группа Беседа на тему «Дорожные знаки – не картинки». Цель – закрепить представления детей о ПДД Воспитатели Апрель Участок Тренинг в старшей группе. Цель – развивать понимание того, что наше настроение и отношение других людей зависят от наших поступков и от внешних факторов Воспитатели Музыкальный зал Проведение беседы на тему «Ребенок и незнакомые люди». Цель – расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека Воспитатели Группа Консультация по вопросу «Общение ребенка с незнакомыми людьми». Цель – повышение педагогической культуры родителей Воспитатели Музыкальный зал Мероприятие на тему «Эмоции», проведение развлечения «Весна красна». Цель – коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста доступными для них средствами Воспитатели, музыкальный работник Май Группа Занятие «Ядовитые растения». Цель – закрепление знаний о безопасном поведении в лесу Воспитатели Группа Подведение итогов о проделанной работе на родительском собрании. Выступление на тему «Рекомендации по обучению детей ПДД». Цель – формирование у родителей навыков безопасного поведения на улицах в присутствии ребенка Воспитатели

Перспективный план работы в подготовительной логопедической группе

Дата Место проведения Наименование мероприятия Ответственные Сентябрь Группа Анкетирование по вопросам дальнейшей работы Воспитатели, родители Группа Составление перспективного плана Воспитатели Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при носовом кровотечении», обыгрывание ситуации Воспитатели Спортивный зал Познавательное спортивное развлечение по ПДД «Игры с Буратино» Воспитатели, спортивный работник Октябрь Группа Беседа на тему «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки» Воспитатели Музыкальный зал Утренник «Осенний огонек» Воспитатели, музыкальный работник, медицинский работник, родители Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при повреждении глаза», обыгрывание ситуации Воспитатели Ноябрь Группа Организованная деятельность на тему «Автокресло моей мечты» Воспитатели, родители Группа Акция «Ребенок в кресле» Воспитатели, родители Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при пищевом отравлении», обыгрывание ситуации Воспитатели Декабрь Музыкальный зал Доклад на тему «Безопасность детей в зимний период» Воспитатели Группа Просмотр и обсуждение серии «На тонком льду» из мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности» Воспитатели Улица Проведение сюжетно-ролевой игры «Ура! Мы едем на экскурсию!» Воспитатели Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при обмороке», обыгрывание ситуации Воспитатели Январь Участок Беседа на тему «Гололёд» Воспитатели Музыкальный зал Выступление на педсовете на тему «Дидактическое пособие по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР» (лэпбук) Воспитатели Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при обморожении», обыгрывание ситуации Воспитатели Февраль Группа Обыгрывание ситуации «Таблетка в группе». Цель – закрепить знания детей об опасных предметах Воспитатели Пожарная часть Экскурсия «Небезопасный мужской труд» Воспитатели родители Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при колотой ране», обыгрывание ситуации Воспитатели Март Пищеблок Экскурсия «Небезопасный женский труд» Воспитатели Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при переломе кисти», обыгрывание ситуации Воспитатели Апрель Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при резаной ране», обыгрывание ситуации Воспитатели Группа Создание книги «Сказка о Светофорике». Цель – закрепление знаний о правилах дорожного движения Воспитатели, родители Группа Просмотр и обсуждение серий «Ералаша». Цель – закрепление знаний правил безопасности Воспитатели Группа, дом Изготовление лэпбука о правилах поведения на природе Воспитатели Май Группа Рассматривание с детьми иллюстрации «Первая помощь при переломе ноги», обыгрывание ситуации Воспитатели Группа Проведение мониторинга и выявление результатов реализации проекта Воспитатели

Литература

1. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методич. пособие. – М., 2013.

2. Гарнышева Т. Т. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игр. – СПб, 2012.

3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М., 2016.

4. Шипунова В. А. Детская безопасность: учебно-методич. пособие. – М., 2013.

5. Организация освоения образовательной области «Безопасность» с детьми 2–7 лет / авт.-сост. Т. Н. Сташкова. – Волгоград, 2013.

6. Программа Полыновой В. К., Дмитриенко З. С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.



Интернет-ресурсы

1. Социальная сеть работников образования: https://nsportal.ru/

2. Сайт для воспитателей детских садов: http://dohcolonoc.ru/

3. Учебно-методический портал:https://www.uchmet.ru/

4. Учебно-методический кабинет: https://ped-kopilka.ru/





Рубрика: Мастер-класс

Автор: Мосягина А. А.